Храм Огня
2012 год.
Тотальная инсталляция
-Персональная выставка. Агенство ArtRu. Москва. (2012 год)
-Выставка номинантов «Премии Кандинского». Москва. (2012 год)
-Музейная ночь "Снег". Красноярский музейный центр (2013 год)
-Выставка «Актуальный рисунок». Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург. Каталог. (2014 год)
-Выставка «Актуальная Россия. Среда обитания ». Музей современной истории России. Москва. (2016 год)
-Выставка «Актуальный рисунок». Музей современного искусства PERMM. Пермь. (2016 год)
Инсталляция представляет собой художественную интерпретацию музейной экспозиции IV тысячелетия н. э. В стенах воображаемого музея разворачивается история, основанная на результатах научной экспедиции будущего, обнаружившей памятник нашего времени — руины нефтеперерабатывающего завода. Художественная ирония заложена в трактовке объекта: он принят за древний храмовый комплекс. Историк изначально не свободен от собственных представлений о предмете исследования, он заложник стереотипов — вот вывод, который делает зритель. Есть, однако, и иной аспект, не менее показательный: проект «Храм огня» — это следующий (после проекта «Нефть») этап исследования Антоном Чумаком значения нефти. Сакрализация «черного золота» в современном мире истолковывается художником как часть системы смещенных ценностей, где нефти, совсем по-язычески, приписывается едва ли не мистическая сила, обеспечивающая могущество и благополучие. Неустанно возводя города, храмы, заводы и иные объекты, человечество словно стремится избежать забвения, оставив о себе максимально прочную память — еще один из неочевидных смыслов инсталляции. Но верно ли эта память будет истолкована по истечении тысячелетий? Известно ли нам, для чего в пустыне Наска созданы огромные изображения, видимые только с неба? Каково истинное назначение менгиров? Знать о существовании артефакта — еще не значит понять его в истинном контексте истории, отмечает художник, тем самым предлагая зрителю вопросов больше, чем ответов.